Свои занятия я начинаю рассказом о том, чем мы будем заниматься, на что делать упор, что требуется от учащихся. И акцентирую внимание ребят на том, чтобы они задавали вопрос всякий раз, когда им что-то не ясно. На занятии им должно быть все понятно, говорю я, и добавляю, что обучение происходит за счет задавания вопросов. Конечно, эти мои первые слова кто-то запоминает и следует моей рекомендации, но не все. Обычно на занятиях активно задают вопросы самые сильные ученики, потому что подспудно они понимают, что если уж они в чем-то не разобрались, то другие не поняли тем более, и поэтому не зазорно спросить. Я прилагаю очень много усилий, чтобы переломить эту ситуацию: чтобы вопросы не робели задавать все, без исключения, ученики.
Один наш преподаватель в Восточно-Европейском институте психоанализа всегда начинал лекцию словами: «Накопились ли у вас какие-то вопросы?» Поначалу меня это забавляло: «Какие у нас могут быть вопросы, если лекция еще не началась? Еще не было никакой начитки материала». Потом я поняла, что вопрос вполне логичен: если у нас не было лекции, это не значит, что мы о чем-то не думали, и вполне может быть, что столкнулись с чем-то пока для себя нерешенным. По ходу лекции этот преподаватель несколько раз останавливался в изложении и обращался к нам с тем же: «Есть ли вопросы?» Это происходило так часто, что в голове засело: вопросы можно и нужно задавать. Тем более, что хорошие вопросы подстегивали преподавателя рассказывать и о чем-то таком, что выходит за рамки программы. Следуя его примеру, я задаю этот вопрос в начале занятия, несколько раз в течение и в конце.